Святослав Никитенко (svyatoslav_n) wrote,
Святослав Никитенко
svyatoslav_n

Categories:

Галлерея и история

 

Геммы – прекрасные камнерезные миниатюры, способные заключить в себе всю красоту мира. Наша жизнь – лишь мгновение по сравнению с жизнью камня. Он пришел из вечности и останется навсегда. Мы же можем лишь запечатлеть на нем то прекрасное, что ощущаем, видим и любим. Таковы они – геммы – миниатюрные, изящные, подобные каплям росы, но хранящие в себе глубокий смысл и душевную красоту. Рельефные камеи и оставляющие отпечаток инталии – они предназначены для Вас, даря возможность соприкоснуться с вечностью и передать потомкам истинные ценности, над которыми время не властно...

           




 

История традиции


Геммы являются произведениями одного из самих древних и прекрасных искусств – глиптики. Глиптика зародилась еще в древнейшей цивилизации на Земле – Древнем Шумере – как искусство миниатюрной резьбы на камне. В те времена цветные камни имели для людей сакральное значение, и владеть ими могли только представители высших сословий. Тогда считалось, что вырезанный на самоцвете знак усиливает его магические свойства. Также камни с вырезанными на них символами и изображениями стали использоваться как печати, оставлявшие оттиск на мягком материале, таком, как воск или глина. Постепенно искусство глиптики распространилось по всей Месопотамии, попало в Египет. Здесь особо можно отметить развитую в Египте резьбу миниатюрных жуков-скарабеев, которые имели для египтян мистическое значение и использовались в качестве амулетов.

Особо высокого уровня глиптика достигла в античных государствах: в Греции, а затем в Риме. Геммы очень ценились здесь и считались весьма дорогим украшением. Еще во II тысячелетии до н. э. искусство глиптики проникает в древнюю Элладу. Местные мастера режут прекрасные инталии – геммы с вогнутым зеркальным изображением, предназначенные для оттисков. После долгого упадка искусство глиптики вновь возрождается в Греции в середине I тысячелетия до н. э. Геммы становятся дорогим украшением и олицетворением красоты природы.

В IV в. до н. э., в эпоху Эллинизма, мастера глиптики изобретают новую форму гемм – камеи. На камеях, в отличие от инталий, изображение было рельефным. Камеи уже не исполняли роль печати, а были в полном смысле дорогим украшением. Огромное распространение получили геммы и в Римской империи, где искусство глиптики достигло очень высокого уровня развития. Лишь императоры и особо состоятельные аристократы могли позволить себе иметь собственную дактилиотеку (геч. дахтило – палец) – собрание гемм. Великолепные дактилиотеки были у Юлия Цезаря. «Он постоянно, с большим увлечением скупал резные камни», – писал о нем Светоний.

Нам мало известно о большинстве мастеров античного периода. История донесла до нас лишь имена некоторых из них. Это выдающийся резчик инталий Дексамен Хиосский, живший в V в. до н. э., автор портрета Александра Македонского Пирготель, искусный греческий мастер Диодор Самосский, знаменитый тем, что на пятислойном сардониксе вырезал лиру, окруженную роем пчел. Камень был вставлен в перстень и стоил столько же, сколько родной остров Диодора. Знаменитым резчиком, автором портрета Августа, был римлянин Диоскорид.

С упадком Римской империи пережила упадок и глиптика. Грубеют формы, возвращается старое мистическое восприятие гемм, при котором было достаточно небольшого знака или схематического изображения для усиления магических свойств камня.

В этот же период происходит упадок античного мировосприятия, на его смену приходит новое – христианское, более сосредоточенное на внутреннем мире человека. Христианские иконографические сюжеты начинают постепенно проникать и в глиптику.

Особый расцвет христианская глиптика пережила в Византии – наследнице Римской империи. Выразительность образов камей-икон в сочетании с высочайшим мастерством исполнения до сих пор поражают воображение.

Византийская традиция христианской глиптики имела огромное влияние на соседние культуры. Каменные рельефные иконки вырезали во всех православных славянских странах, в Закавказье, на Ближнем Востоке. Византийские мастерские существовали в Италии. Здесь из-под резцов талантливых мастеров вышло множество прекрасных работ, а традиция христианской глиптики дала толчок развитию итальянской глиптики эпохи Возрождения, когда мастера стали копировать античные геммы.

 С принятием христианства резьба камей-икон попала и в Киевскую Русь. Камеи здесь были очень популярны, они, хоть и вырезались на более мягких породах камней, тем не менее, считались дорогим украшением, т.к. требовали индивидуальной авторской работы мастера. Поэтому носить их могли позволить себе только состоятельные слои общества: князья, бояре, высшее духовенство, купечество.

С началом эпохи Возрождения глиптика вновь оживает в Западной Европе. Этому предшествовало увлечение сохранившимися античными геммами, которые очень ценились. Так, например, страстный антиквар папа Павел II обещал аббатству Сен-Сернен в Тулузе построить мост через Гаронну в обмен на «камею Августа», но капитул аббатства посчитал, что цена недостаточно высока, и сделка не состоялась... Родоначальниками новейшей глиптики стали итальянцы Витторио Пизано и Донателло. Создавал геммы и выдающийся скульптор и ювелир той эпохи – Бенвенуто Челлини.

Новый расцвет глиптики начался в ХVIII в., когда производство гемм сопровождалось коллекционированием древних произведений этого искусства. Особо следует отметить увлечение глиптикой при российском дворе, благодаря чему была создана богатейшая в мире коллекция античных гемм, хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Камеи были очень популярны при дворе Наполеона Бонапарта. Здесь особо ценились камеи-портреты, увековечил себя в камне и сам император. Последним значительным подъемом глиптики была эпоха модерна, когда очень популярными были броши с камеями из слоеного камня или ракушки.

                               

Глиптика имеет многотысячелетнюю историю и поистине считается вечным искусством. До наших дней не дошло большинство древних произведений живописи, скульптуры, архитектуры, и лишь небольшие геммы, вырезанные на твердом камне, часто служат свидетельствами целых эпох.  
Автор статьи Игорь Никитенко
(кандидат наук).


Tags: глиптика, история, камеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments