Святослав Никитенко художник - камнерез

Работа на камне выполненная вручную

Previous Entry Share Next Entry
Галлерея и история
svyatoslav_n
 

Геммы – прекрасные камнерезные миниатюры, способные заключить в себе всю красоту мира. Наша жизнь – лишь мгновение по сравнению с жизнью камня. Он пришел из вечности и останется навсегда. Мы же можем лишь запечатлеть на нем то прекрасное, что ощущаем, видим и любим. Таковы они – геммы – миниатюрные, изящные, подобные каплям росы, но хранящие в себе глубокий смысл и душевную красоту. Рельефные камеи и оставляющие отпечаток инталии – они предназначены для Вас, даря возможность соприкоснуться с вечностью и передать потомкам истинные ценности, над которыми время не властно...

           




 

История традиции


Геммы являются произведениями одного из самих древних и прекрасных искусств – глиптики. Глиптика зародилась еще в древнейшей цивилизации на Земле – Древнем Шумере – как искусство миниатюрной резьбы на камне. В те времена цветные камни имели для людей сакральное значение, и владеть ими могли только представители высших сословий. Тогда считалось, что вырезанный на самоцвете знак усиливает его магические свойства. Также камни с вырезанными на них символами и изображениями стали использоваться как печати, оставлявшие оттиск на мягком материале, таком, как воск или глина. Постепенно искусство глиптики распространилось по всей Месопотамии, попало в Египет. Здесь особо можно отметить развитую в Египте резьбу миниатюрных жуков-скарабеев, которые имели для египтян мистическое значение и использовались в качестве амулетов.

Особо высокого уровня глиптика достигла в античных государствах: в Греции, а затем в Риме. Геммы очень ценились здесь и считались весьма дорогим украшением. Еще во II тысячелетии до н. э. искусство глиптики проникает в древнюю Элладу. Местные мастера режут прекрасные инталии – геммы с вогнутым зеркальным изображением, предназначенные для оттисков. После долгого упадка искусство глиптики вновь возрождается в Греции в середине I тысячелетия до н. э. Геммы становятся дорогим украшением и олицетворением красоты природы.

В IV в. до н. э., в эпоху Эллинизма, мастера глиптики изобретают новую форму гемм – камеи. На камеях, в отличие от инталий, изображение было рельефным. Камеи уже не исполняли роль печати, а были в полном смысле дорогим украшением. Огромное распространение получили геммы и в Римской империи, где искусство глиптики достигло очень высокого уровня развития. Лишь императоры и особо состоятельные аристократы могли позволить себе иметь собственную дактилиотеку (геч. дахтило – палец) – собрание гемм. Великолепные дактилиотеки были у Юлия Цезаря. «Он постоянно, с большим увлечением скупал резные камни», – писал о нем Светоний.

Нам мало известно о большинстве мастеров античного периода. История донесла до нас лишь имена некоторых из них. Это выдающийся резчик инталий Дексамен Хиосский, живший в V в. до н. э., автор портрета Александра Македонского Пирготель, искусный греческий мастер Диодор Самосский, знаменитый тем, что на пятислойном сардониксе вырезал лиру, окруженную роем пчел. Камень был вставлен в перстень и стоил столько же, сколько родной остров Диодора. Знаменитым резчиком, автором портрета Августа, был римлянин Диоскорид.

С упадком Римской империи пережила упадок и глиптика. Грубеют формы, возвращается старое мистическое восприятие гемм, при котором было достаточно небольшого знака или схематического изображения для усиления магических свойств камня.

В этот же период происходит упадок античного мировосприятия, на его смену приходит новое – христианское, более сосредоточенное на внутреннем мире человека. Христианские иконографические сюжеты начинают постепенно проникать и в глиптику.

Особый расцвет христианская глиптика пережила в Византии – наследнице Римской империи. Выразительность образов камей-икон в сочетании с высочайшим мастерством исполнения до сих пор поражают воображение.

Византийская традиция христианской глиптики имела огромное влияние на соседние культуры. Каменные рельефные иконки вырезали во всех православных славянских странах, в Закавказье, на Ближнем Востоке. Византийские мастерские существовали в Италии. Здесь из-под резцов талантливых мастеров вышло множество прекрасных работ, а традиция христианской глиптики дала толчок развитию итальянской глиптики эпохи Возрождения, когда мастера стали копировать античные геммы.

 С принятием христианства резьба камей-икон попала и в Киевскую Русь. Камеи здесь были очень популярны, они, хоть и вырезались на более мягких породах камней, тем не менее, считались дорогим украшением, т.к. требовали индивидуальной авторской работы мастера. Поэтому носить их могли позволить себе только состоятельные слои общества: князья, бояре, высшее духовенство, купечество.

С началом эпохи Возрождения глиптика вновь оживает в Западной Европе. Этому предшествовало увлечение сохранившимися античными геммами, которые очень ценились. Так, например, страстный антиквар папа Павел II обещал аббатству Сен-Сернен в Тулузе построить мост через Гаронну в обмен на «камею Августа», но капитул аббатства посчитал, что цена недостаточно высока, и сделка не состоялась... Родоначальниками новейшей глиптики стали итальянцы Витторио Пизано и Донателло. Создавал геммы и выдающийся скульптор и ювелир той эпохи – Бенвенуто Челлини.

Новый расцвет глиптики начался в ХVIII в., когда производство гемм сопровождалось коллекционированием древних произведений этого искусства. Особо следует отметить увлечение глиптикой при российском дворе, благодаря чему была создана богатейшая в мире коллекция античных гемм, хранящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Камеи были очень популярны при дворе Наполеона Бонапарта. Здесь особо ценились камеи-портреты, увековечил себя в камне и сам император. Последним значительным подъемом глиптики была эпоха модерна, когда очень популярными были броши с камеями из слоеного камня или ракушки.

                               

Глиптика имеет многотысячелетнюю историю и поистине считается вечным искусством. До наших дней не дошло большинство древних произведений живописи, скульптуры, архитектуры, и лишь небольшие геммы, вырезанные на твердом камне, часто служат свидетельствами целых эпох.  
Автор статьи Игорь Никитенко
(кандидат наук).



  • 1
Понравились ваши работы

Спасибо, Ваша страница мне тоже понравилась.

Мне очень, очень нравятся Ваши работы, Святослав. Огромное Вам спасибо за радость, которую Вы доставляете людям.
Простите мой вопрос: а сколько может стоить, скажем, кольцо "Мужской портрет"?

Большое спасибо Вам за высокую оценку и теплые слова.
"Мужской портрет" это портрет, был сделан на заказ.
Хозяин его живет во Франции. Если Вы не возражаете, о стоимости
я напишу в сообщении.

Конечно. Я знаю, что Вы - Мастер и Ваши изделия высоко оцениваются.

Святослав, а вы знакомы с Константином Григорьевичем Пузаковым?

Нет, незнаком.

Странно, а ваши работы точь в точь повторяют его камеи...


Это интересно, у Вас есть фото его работ или ссылки. Мне нет необходимости повторять, я свои работы фотографирую, делаю паспорт и веду учет, на рундисте(торце) моих камей вырезаны моя подпись, порядковый номер работы, дата изготовления, название работы, и моя фамилия. Моя подпись стоит на среззе изображения внизу, если всего этого нет это не мои работы.
Моих работ уже много по свету, много и в Москве.
Если человек режит иконы, алмазными борами, это может быть похоже.
С уважением.

(Deleted comment)
Он этим занимался в середине 80-х годов. В Москве. Насколько мне известно, а я у него огранщиком работал, он был один такой. Работал на Московскую Патриархию. Отсюда сюжеты камей. Когда я увидел ваши работы, я решил, что вы у него учились потому, что и стиль и сюжеты и композиция и манера резьбы почти идентичны. По поводу фото, я позвоню ему, если отыщу телефон, попрошу переслать. Ежели вам, конечно, интересно. )

Коммерческое предложение.

(Anonymous)
Здравствуйте. Подскажите, могло бы вас заинтересовать сырьё халцедона, цвета: серо-голубой; розово-красный; немного серо-чёрного и жёлто-бурого. А также желваки кремня тех же цветов. Халцедон в камнях весом от 100 грамм до 4 кг. Камень из Подмосковья, находится в Москве. У вас есть возможность свободного визуального выбора нужных камней. Недорого. Мой эл. адрес: torgpetrov@yandex.ru. Тел. 8 967 1039437. Владимир. В любой момент готов выслать фото.

Re: Коммерческое предложение.

Спасибо за предложение,Пожалуй такого цвета камни я не использую. Я сказал бы однозначно, если бы увидел фото камней. Пришлите фото , если не трудно.
С уважением Святослав.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account